Заказ обратного звонка Телефоны в Миассе

(3513) 255 - 650

55-63-72

55-76-57

57-98-07

Телефоны в Тюмени

(3452) 603-308

(3452) 615-444

615-777

Телефоны в Минске

представительство в республике Беларусь

АВТОМОБИЛИ В НАЛИЧИИ

События

28.05.2018 г.

ЗА КАДРОМ ГОНКИ

Тяжело объяснить, что испытывает экипаж, когда машина проходит спецучасток. Иногда дорога «избивает» на протяжении 500 км, и на ряду с экипажем, это всё терпит автомобиль. Головой, чувствами осознать, как он это выносит, зная силу ударов, глубину рвов и ям, которые он преодолевает на большой скорости, слыша звуки которые при этом издает — невероятно. Но на бумаге все просчитано, выверены нагрузки и много людей трудится над тем, чтобы спортивный «МАЗ» справился с условиями гонки.

Мы знаем, с чем сталкиваются экипажи на соревнованиях и о самих гонщиках. Но редко рассказываем о тех, кто создает машины, подобных которым нет в мире. И это не просто громкие слова — каждый грузовик действительно уникален по техническим характеристикам, и только людям, создающим спортивные болиды, известно, что находится у них под капотом. А создают этих «титанов» все…

 

В команде нет ненужных людей, здесь невозможно пересидеть, спрятаться, не выполнив свою работу — это обязательно отразится на гонке. И постоянное развитие автомобилей — неотъемлемая часть результата. А высокие достижения — залог того, что брэнд «МАЗ» будет звучать во всех новостных заголовках. Это и есть главная цель существования команды.

О том, как проходит работа вне соревнований и кто с ней справляется, мы узнавали у человека, который курирует конструкторский отдел, процесс создания машин и поддержание всего автомобильного парка в хорошем техническом состоянии — заместителя начальника команды по техническим вопросам Григория Пацкевича.

«Три кита» команды

Первая машина создавалась силами управления главного конструктора (УГК), и конструкторский отдел «МАЗ-СПОРТавто» — выходцы именно оттуда. Был 2010 год, когда за создание абсолютно незнакомого, спортивного автомобиля взялись энтузиасты, люди, которые раньше занимались только серийными машинами… Первый грузовик весил около 12 тонн — он был очень тяжелый, из-за чего было трудно конкурировать в международных ралли-рейдах.

 

После создания команды в конце 2010 года, появился в ней и свой конструкторский отдел. Со временем, конструкторы начали ездить на соревнования, наравне с механиками обслуживая автомобили, изучали технику конкурентов, обрели знания о том, с какими нагрузками сталкивается каждая система, каждый узел и деталь автомобиля. В 2011-2012 годах команда начала работать над снижением снаряженной массы автомобиля до более-менее приемлемых 9-9,5 тонн. И с 2013 года наши спортивные грузовики практически вышли на уровне конкурентов, составляющих ТОП-10 грузового зачета.

 

С того момента глобальных перемен не происходило и продолжается работа по снижению массы: подбираются материалы, подбираются компактные узлы, иногда вовсе отказываются от некоторых систем. Анализируя разные конструкции и испытывая их в соревнованиях, конструкторы оценивают общую работу автомобиля и принимают решение об изменениях.

Задача по созданию и развитию спортивной техники возложена на конструкторский отдел. Здесь работает 5 человек и начальник отдела — Дмитрий Вихренко, по совместительству — штурман экипажа Александра Василевского. Они занимаются как компоновкой автомобиля, разработкой чертежей составных деталей, контролем над их изготовлением, так и отдельными улучшениями, и доработками.

                                                               На фото слева направо: Дмитрий Орабей, Максим Новиков, 
                                                                                                    Павел Шмыга, Дмитрий Вихренко, Сергей Белый.

Конечно же, они сотрудничают с УГК и центром перспективных разработок — узнают о мировых технических новинках, которые можно внедрить в спортивный МАЗ. А также делятся накопленной информацией, ведь в «боевых» условиях те или иные проблемы «вылазят» быстрее, чем в серийных автомобилях.

«На гонке конструкторы — обычные механики, — уточняет Григорий Пацкевич. — У конструкторов, работа которых происходит в основном за компьютером, нет никаких преференций. Ребята так же «крутят гайки», выполняют любую работу механика без проблем. Это в команде основное: какую бы должность ты не занимал, должен засучить рукава и выполнять любую работу. Ведь завтра гонка и мы должны быть готовы к старту, и сдаться не имеем права».

Выгодное сотрудничество

Так как все гоночные грузовики несерийные, сборка машин и изготовление оригинальных комплектующих проходит в экспериментальном цеху № 1.

«Нам полезно привлекать опытных специалистов, которые за свою жизнь перебрали большое количество автомобилей и помогают нам решать важные вопросы. Некоторые из них участвовали в соревнованиях еще до того, как была создана команда «МАЗ-СПОРТавто». Петр Орсик, Дмитрий Запорощенко — они участвовали в свое время в трак-триальной команде «МАЗ-Яровит»», — делится Г. Пацкевич.

Петр Орсик и Дмитрий Запорощенко — работники экспериментального цеха. Например, Дмитрий ездил на Дакар еще до появления «МАЗ-СПОРТавто», поэтому при создании спортивного грузовика команда консультировались именно с ним.

     
На фото: Пётр Орсик — в центре,  Дмитрий Запорощенко — крайний справа.

Работники этого цеха вместе с командой ездят на соревнования, их опыт и знаниями позволяют решить любую самую сложную проблему за короткое время.

Светлые головы и золотые руки

Поиск новых решений — задача не только конструкторского отдела, но всей команды. Каждый экипаж, и механик, и штурман и, тем более, пилот высказывают пожелания и замечания, а механики предлагают варианты решений.

Группа механиков самая многочисленная — 15 человек. Это бравые парни, которые своими руками собирают, перебирают и совершенствуют спортивные МАЗы, воплощая в жизнь наработки конструкторов. Их задача — постоянная поддержка автомобилей в исправном состоянии. С первого для существования команды «МАЗ-СПОРТавто» ими руководит Дмитрий Боборыко.

 
Механики совместно с конструкторами выясняют причины возникновения различных неисправностей и поломок и вырабатывают решения по их недопущению в будущем. Они накапливают уникальный опыт, собирая спортивные машины, запоминают нюансы в обслуживании гоночного болида, предлагают решения, позволяющие сократить время ремонта и обслуживания автомобиля.

Иногда маршруты спортивных автомобилей и автомобилей технического сопровождения пересекаются или частично совпадают, в таких местах, как правило, разрешена техническая помощь своим экипажам и можно быстро провести ремонт, обслуживание автомобиля, поменять пробитое колесо или просто передать экипажам холодной воды. В этом случае приходится заранее укомплектовать «техничку», просчитать путь, время выезда с бивуака, чтобы встретится с экипажами.

 
Григорий Антонович проясняет картину: «Кажется, что если сервис выполнен быстро, то это легко. А когда ты упираешься, много мучаешься, все говорят: «Вот это работает человек». Но на самом деле вы не видите, какая работа для этого была проделана заранее — от сбора информации и подготовки необходимого инвентаря, до синхронизации всех выполняемых задач по времени».

Григорий Пацкевич исполняет обязанности руководителя команды во время соревнований. Координация и организация взаимодействия всех групп команды (группы автомобилей технического сопровождения, группы спортивных автомобилей, медиа группы), взаимодействие с организаторами и другими участниками — это его задачи. По образованию он инженер-механик, заканчивал политехническую академию и работал конструктором, а на соревнования начинал ездить как механик.

                                                               На фото: Григорий Пацкевич — заместитель начальника 
                                                                             СК «МАЗ-СПОРТавто» по техническим вопросам
«Бывали гонки, на которых механики по несколько дней находились без полноценного сна (в горизонтальном положении, на раскладушке или спальном мешке). Были моменты, когда машина приезжала поздно ночью, а в 6 утра уже отправляться в путь. И вот невыспавшиеся экипажи выходят из палаток, идут перекусить, а мы прикручиваем последние кронштейны, после чего они сразу уезжают. И пока они едут, мы тоже передвигаемся до следующего бивуака, через 500-600 км. И сидя в трясущейся техничке получалось хоть на какое-то время прикрыть глаза — весь наш сон. 2-3 дня — и уже не важно, в каком положении уснуть. В этом лично для меня весь этот дух ралли-рейдов: в том, что ты все эти дни работаешь на износ», — вспоминает Пацкевич.
 

«Великолепная четверка»

Есть еще один отдел в команде «МАЗ-СПОРТавто», который по разнородности задач самый насыщенный — они справляются со всем, что не касается создания автомобилей и поддержания их в боевом состоянии. Объем работы нескольких отделов на заводе в рамках команды выполняет, вместе с начальником Алексеем Коробейниковым, всего четыре человека — отдел снабжения и спортивно-технической подготовки.

                                                               На фото: в центре — Алексей Коробейников, 
                                                               слева направо — Михаил Черепко, Татьяна Вергейчик, Виктория Макар.

На них возложена вся непроизводственная работа — общение с партнерами, выездные мероприятия, сбор информации для закупок, ведение всех платежей, создание внешнего облика, как грузовиков, так и членов команды и многое другое.

Обновления

«Конкуренты не дремлют, и сейчас мы немного от них отстаем. Понятно, что нам это не нравится, и мы стремимся догонять», — сетует Григорий Пацкевич.

За годы участия в гонках накоплены знания о том, что спустя 2 года «боевого» использования раму нужно обновить. Поэтому после «Дакара-2018» на шасси 
№ 4 (автомобиле А. Вишневского) и шасси № 1 (автомобиле А. Василевского) произвели их плановую замену.

Эта же процедура, а также изменение положение мотора проходит на шасси № 5 (автомобиль С. Вязовича). Эти изменения должны улучшить управляемость и дать преимущество перед прежним вариантом и по техническому уровню вплотную приблизить к конкурентам. Кроме того, шасси № 5 до поездки на «Золото Кагана» в Астрахань, успели свозить на обслуживание мотора в Чехию — это делается после каждой крупной гонки.

Одновременно с этим была проработана новая конфигурация наддува — поставили другой турбокомпрессор и обновили настройки двигателя, и в Астрахани двигатель прошел тест-драйв. В остальном, в Кубке России машина участвовала в старой конфигурации. Автомобиль Вишневского после возвращения с гонки также отправится в Чехию на ребилд мотора, а по прибытии в Минск будет готовиться к «Шелковому пути».

Эпилог

На соревнованиях результат зависит не только от экипажа, но и от того, как машину придумают, соберут, подготовят, доведут до совершенства — от работы всей команды, работы на заводе. А непосредственно на гонке экипаж по бездорожью, в специальных условиях должен правильно воспользоваться этим инструментом.

                                                               На фото слева направо: Андрей Жигулин, Павел Гаранин, Сергей Вязович

Второе место на Дакаре не то, чтобы стало для команды неожиданностью. Объективно зная уровень конкурентов, наши гонщики знали, что высокого результата добиться тяжело, и должно сложиться много звезд, чтобы его показать. Но машины себя показали себя так, как от них ожидали создатели. Надеемся, новые планы будут реализованы так же успешно.

Последние новости

Архив раздела "Новости"